2 авг. 2009 г.

Экошик (eco chic) и экомода (eco fashion) – это что-то новое или что-то старое?

***


И то, и другое. К тому же, что-то очень-очень-очень зеленое. Зеленое – значит, дружественное экологии. Хотя, по отношению и к старому, и к новому вопрос о дружественности нередко остается открытым… Я вас окончательно запутала? Тогда по порядку.


Старое


Здесь два занимательных направления.


Первое – пересмотреть свой гардероб и дать еще один шанс отслужившим вещам. Например, перешить платье или переделать пару обуви. Придать им современный вид, гламурный лоск. Да так, чтоб они непременно превратились в произведение искусства и сами просились на подиум. Главное условие реанимации – использование натуральных материалов.


«А в чем высший смысл?» - спросите вы. Ну, очень может быть, что восстановленное таким образом платье еще послужит на благо здоровья своей обладательницы, отказавшейся от покупки новой ультрамодной синтетической вещицы. А отреставрированная пара кожаной обуви, возможно, спасет жизнь невинному теленку, поросенку или (кто знает?) даже крокодилу.


Второе направление в категории «Старое» - благородно-ассенизаторское. Проходит под грифом «Сделаем мир чище». На локальные и международные подиумы отправляются невероятные наряды из… мусора (старых грампластинок, полиэтиленовых пакетов, пластиковых стаканов и прочего хлама цивилизации).


Вот здесь-то как раз и возникает вопрос о дружественности. Ведь само по себе, скажем, виниловое платье оздоровить не может. И с носибельностью у него возникают серьезные проблемы – жизнь зверушки такой наряд тоже навряд ли спасет. Так? Да. Но, зато, продемонстрированное на специализированном экошоу (международном Eco Chic Fashion Show, к примеру), оно вполне способно привлечь внимание широкой общественности к глобальной проблеме загрязнения окружающей среды.


К слову: бывалые мореходы рассказывают, что в Тихом океане существует целый остров из мусора (The Great Pacific Garbage Patch). Его площадь составляет сотни тысяч квадратных километров. И ни клочка настоящей земли. Только наше с вами материковое барахло, подхваченное подводными океаническими течениями, сбитое в кучу и дрейфующее где-то между Калифорнией и Японией. Такой вот новый искусственный «рай»…


Новое как хорошо забытое старое


Мода на экологически чистые продукты родилась в шестидесятые прошлого века. Как ни странно, основали ее те самые хиппи, чье пацифистское прошлое овеяно кинематографической романтикой Голливуда. Оказывается, «цветы жизни» не только курили травку, отращивали шикарные шевелюры и выступали против военных действий правительства.


Целыми коммунами они добровольно удалялись от суеты цивилизованной жизни и селились на отшибе. Жили просто, в большие города наведывались редко. Занимались земледелием. Ели то, что сами выращивали. А если вырастало больше, чем могли съесть – упаковывали и продавали.


Суть в том, что в процессе возделывания земли эти самые хиппи принципиально не использовали химических удобрений, только натуральные подкормки. И урожай собирали соответствующий – зеленый, т. е. экологически чистый.


Американцам зеленая идея пришлась по душе, кривая рыночного спроса на товары «цветов жизни» поползла вверх. А это не могло не заинтересовать бизнесменов с тонким маркетинговым нюхом на коммерческий успех. Ниша тут же начала заполняться новыми рыночными игроками и быстро развилась в целую отрасль. В дело пошла реклама, соединившая экопродуктовое направление с набирающей обороты модной концепцией «Здоровый образ жизни». Из Америки эковолна покатила в Западную Европу, а оттуда - к нам с вами.


Новое как новое, но с явной коммерческой подоплекой


Мода есть мода. Она, прежде всего – популярный товар. А товары, как известно, продаются. Эколейбл же помогает наращивать обороты, расширять бизнес, занимать новые ниши. Современные рынки буквально наводнены зеленой продукцией. Ее девственно-экологическая чистота влияет на цену. Чем чище - тем дороже.


Как-то в интервью Джорджио Армани обмолвился, что потребители настолько увлечены здоровым образом жизни и защитой окружающей среды, что скоро совсем перестанут покупать товары не соответствующие экостандартам. И подтвердил слово делом – выпустил экосерию костюмов Emporio Armani. Как результат, в 2007-ом году бренд был признан самым востребованным европродуктом в сфере fashion-индустрии.


Маститые производители, конечно же, не спят в подушку. Они знают о модном феномене и конкурируют друг с другом в вопросе «У кого зеленее?». Для тестирования продукции и технологий даже официально приглашаются эксперты Международного фонда защиты ОС. Полученное высокое зеленое «одобрям» увековечивается в этикетках. Мы в теме! Зеленее не бывает.


С одной стороны, это вовсе не плохо. Пусть заплатим мы с вами чуть больше, возвращая производителям капитал, инвестированный в экопромо, зато здоровее будем. Хотя, с другой стороны – не факт. Вилами по воде. И знаете почему? Статистика отмечает небывалый всплеск рыночных махинаций. Появилось огромное количество товаров, лишь имитирующих зеленость («…берем натуральный продукт, добавляем в него чуть-чуть консервантов, чуть-чуть красителей, немного стабилизаторов, усилителей вкуса и – вуаля!»). Плюс, что еще хуже, на серых и черных рынках объявилось несметное количество фальсификатов, товаров-подделок. Добро и зло, как всегда, идут рука об руку.


Так что, если вы на волне экомоды, будьте бдительны – не всякий зеленый листок на упаковке товара гарантирует натуральность ингредиентов, экологичность технологий или дружественность окружающей среде. Помните и о современном полиграфическом тренде - сегодня в почете зеленый цвет и растительные принты на всякого рода этикетках. Просто так, без гарантий. Это красиво, стильно и… способствует росту продаж.

Ольга Ситникова (Vasilina)©


***

На иллюстрациях:

  1. колье из пластиковых бутылок (мастер-дизайнер Gulnur Ozdaglar, Турция);
  2. демонстрация нарядов из переработанных материалов. Eco Chic fashion show-2008, Индонезия, Джакарта (фото CBS News, Achmad Ibrahim);
  3. карта дрейфующих островов из мусора в Тихом океане (фото с сайта worldpress.com);
  4. потрясающее платье из вторсырья от дизайнера Afif Syakur. Eco Chic Fashion Show-2008. Индонезия, Джакарта (фото CBS News, Achmad Ibrahim);
  5. наряд из настоящих компьютерных микросхем от Fabio Renaldo. Eco Chic Fashion Show-2008. Индонезия, Джакарта (фото CBS News, Achmad Ibrahim).

1 комментарий:

  1. Еще раз о мировом экодвижении:

    Спасение мира – миссия благородная. Что характерно, экодвижение очень плотно связано с общественным мнением и, главное, оказывает на него влияние. Основные инструменты – популярные публичные люди (в том числе голливудские селебрити), продвигающие экоидеи в массы, направляющие эковектор. Поэтому, спасать мир не только благородно, но и модно. Самые разные грин-проекты растут повсеместно как грибы после дождя. Но, что радует, эко-фэшн-движение, да, приносит реальную пользу. В этом основная фишка!

    Вот, например: http://greeneffect.nationalgeographic.com
    National Geographic, совместно с жюри - широко известные в Америке и за ее пределами люди (в их числе, кстати, «засветился» и Эдвард Нортон) - выбирают лучший национальный зеленый проект. Приз 20 000 USD. Хорошее вознаграждение для того, чтобы стимулировать интерес к эко, да?

    Я периодически мониторю рынок, отслеживая новые мировые тренды. И, честно признаюсь, некоторые вызывают уважение.

    Взять, к примеру, High Line Wood – зеленый проект Нью-Йорка, получивший высокую господдержку. Часть Манхэттена оборудована натуральными деревянными парковыми скамейками. А суть в том, чтобы привлечь внимание общественности к важному моменту – законности использования строительных материалов, сертификации древесины. Незаконная вырубка лесов (плюс безответственный подход к уничтожению деревьев) – большая проблема с коммерческой (манимейкерской) подоплекой. Скамейки сделаны из деревьев тропических пород. Да, в первую очередь, они зеленые – натуральные. Плюс, на каждое срубленное для их изготовления дерево было получено официальное разрешение, сертификат. Так что, обычные парковые скамейки теперь перманентно выступают в роли эмбиент-медиа – рекламного канала, продвигающего важную социальную идею.

    Предвижу сарказм: «Манхэттен, конечно! Попробовали бы они поставить свои скамейки в районе Бронкса…». В том-то и дело, что акция рассчитана на тех, кто покупает и строит, а не на тех, кто вырубает незаконно и продает. Возможно, таким образом, спрос на несертифицированную продукцию будет снижаться. Американцы (особенно те, что достигли определенного положения в обществе) – народ патриотичный и гражданская их позиция сильна.

    Нам бы побольше патриотичности, господдержки и подобных проектов. Ключевое слово - побольше :)

    ОтветитьУдалить